Новости – Общество
Общество
Работники меча и топора
Первые работы Вячеслава Колбы — это оружие для реконструкторов. Фото из личного архива.
Как в Томске возрождается кузнечное дело
28 апреля, 2016 18:01
8 мин
Томич Вячеслав Колба сменил офисное кресло на жар кузнечного цеха, и не жалеет о своем решении. В интервью РП он рассказал, как стал кузнецом, что нужно для открытия собственной мастерской и есть ли будущее у кузнечного дела в современном мире.
– В наше время многие ищут непыльную работу. Почему вы стали кузнецом?
– У меня был товарищ, который увлекался ролевыми играми и реконструкцией. Ну, игры с мечами и топорами. У него был товарищ — кузнец, с которым он меня познакомил. Так сложилось, что ему нужен был подмастерья, и он предложил мне попробовать. Я согласился, проработал у него около года, после чего решил заняться кузнечным делом самостоятельно. С тех пор прошло уже года четыре.
– Ваше образование имеет к этому какое-то отношение?
– Нет, по диплому я инженер-механик. После института 1,5 года работал по специальности в строительной лаборатории, а потом понял, что сидеть за чертежами и компьютером мне не нравится. Скучно. Махать кувалдой оказалось гораздо легче и интереснее.
– Я знаю, что есть машинная ковка и ручная, а какая у вас?
– У меня все традиционно: наковальня, молоток, горн. Оказалось, что для оборудования кузницы надо не так уж и много: крыша над головой, удобное место, вместо наковальни пойдет и кусок рельса, а вместо горна достаточно взять два кирпича, решетку и пылесос для раздува углей. Ну и молоток, естественно. Не так уж и много вложений надо, чтобы начать. Главное иметь желание и вкус, чтобы сотворить что-то своими руками.
– То есть никаких особых знаний не надо?
– Навыки того же рисования потребуются позже, когда надо будет делать более сложные вещи. Не пространственные фигуры из вензелей, сложенных воедино, а какая-нибудь голова или животное, например. Тут уже нужны знания скульптуры и той же анатомии.
– Вы популяризуете свое ремесло?
– Да, в последнее время в моду входят всякие славянские традиции и обычаи. У меня есть знакомые, которые занимаются организацией подобных мероприятий и постоянно зовут на них нас. Даем мастер-классы на фестивалях. Ездим в летние лагеря, где занимаемся с ребятами. Там детей знакомят с различными профессиями и с нашей — в том числе.
– Есть конкуренция в Томске между кузнецами?
– Есть, конечно, но тут надо понимать, что машинная и ручная ковка различается. Поэтому если что-то надо сделать большое и объемное, например, забор с воротами, то такая работа уходит в цеха тех, кто на станках крутит металл. Соответственно и цена на это ниже, чем на высокохудожественные и интерьерные вещи. За такими предметами идут к традиционным кузнецам. В нашем городе все зависит от известности мастера, потому что люди не верят рекламе и отзывам в интернете. Все слушают рекомендации друзей, приходят посмотреть и пощупать лично. Чем дольше ты на этом рынке, тем больше заказов. Можно сказать, что ниша ручной ковки в Томске свободна.
– В чем принципиальная разница, помимо стоимости, между предметами ручной ковки и машинной?
– Если взять два похожих по геометрии предмета — например, лавки — и поставить их в разных комнатах, то разница между ручной горячей ковкой и холодной заводской, во время которой сталь чаще всего просто гнут, не будет ясна. Посмотрит на одну, потом на другую и скажет, что они одинаковы. Но если их поставить рядом, то различия в мелочах будут разительны.
В художественной ковке огромное внимание уделяется деталям. Окончание элементов гладкое. Какие-то тонкие фрагменты текстуры можно сделать только руками. Машины очень сужают круг возможностей.
Вячеслав Колба. Фото из личного архива.
Вячеслав Колба. Фото из личного архива.
– Кузнечное дело сейчас востребовано?
– В наше время его можно считать роскошью. Человек без кованых вручную вещей прожить сможет легко. Чаще всего заказы приходят на режущий инструмент: ножи, топоры. Летом заказывают декор: подставки под цветы, мангалы, кровати, как бы странно это не звучало, вывески всевозможные. Часто просят сделать табличку для дома в частном секторе с указанием улицы и номера дома, стилизованную под старину.
– Во сколько обходится изготовление той же кровати?
– Это все очень индивидуально и зависит от рисунка. Кровать может быть рамой на четырех ножках, а может быть сложной конструкцией с панно, переплетенными ветками винограда.
– Что нужно чтобы стать хорошим кузнецом?
– Знаете, все зависит от отношения к работе. Кто-то относится к ней как к средству для добычи денег. Такой кузнец не тратит лишние силы бесплатно, для собственного развития. А есть тот, кто сделает качественней, потому что так будет лучше. На выходе получиться не железяка, а произведение искусства, в которое будет вложена частичка мастера. И именно последние быстрее развиваются, растут в профессиональном плане, делая красивые вещи.
– Бывает, что люди не могут объяснить, чего они хотят?
– Да, таких, кстати, больше всего. Узнает человек, что я кузнец и тут же просит сделать ему нож. Спрашиваю: «Какой?» А он в ответ: «Ну, чтобы как в магазине». Начинаю подробнее спрашивать, для чего нужен нож: дрова рубить, колбасу резать, какого размера? А мне в ответ опять: «Ну, большой, кованный, как в магазине». В итоге достаешь книгу и начинаешь показывать, какие бывают ножи, их назначение, какие бывают ручки и так далее.
– Что самое необычное приходилось делать?
– В последнее время начал делать всевозможный инвентарь из компьютерных игр. Мечи, шлемы, топоры, которые выглядят так же, как в игре. Делал шлем Довакина из игры Skyrim, мечи из «Ведьмака» скоро закончу. Иногда увижу что-то интересное и пытаюсь сам воссоздать в кузнице, чтобы понять, могу я такое делать или нет.
Еще недавно был заказ на мангал в виде трехколесного мотоцикла. Обязательным условием была подвижность деталей. В итоге у него крутились колеса, вращался руль, подвеска шевелилась.
– Есть что-то такое, что в Томске вообще нереально сделать?
– Нет, сделать можно что угодно, было бы желание. Если будет что-то большое, то всегда можно обратиться к друзьям-кузнецам, которые всегда рады постучать молотком. Интересная у нас профессия, творческая. Многое зависит от опыта.
Другое дело, когда доходит до изготовления какой-то вещи, где важны характеристики стали. Для этого уже надо знать химию, физику процесса обработки металла, формирование зерна, расположение молекул. Следующий уровень кузнечного дела это сварка, изготовление дамасков, многослойных различных изделий.
– Говорят, что металл от года к году становиться хуже. Это слухи?
– При правильном соблюдении технологий изготовления металл становится лучше. Но если говорить о сыром железе, то да, тут заметно снижение качества. У нас иногда сносят старые дома, и после этого часто остаются старые гвозди, еще какие-то железки. Так вот эти гвозди руками разогнуть нельзя. А современные металлы, будто из пластилина. Я как-то сделал цепь на колеса для машины, чтобы зимой ездить. Мне позвонил друг и сказал, что спустился с горки, а подняться не может, буксует, попросил помочь. Приехали, одел цепи, тронулся, колеса раза четыре провернулись, вскрыли лед, добравшись до грунтовой дороги, и звенья цепи сточились ровно до половины.
– У «классических» кузнецов есть будущее?
– Сейчас есть тенденция ярко выраженного возрождения культурных традиций и наследия прошлого. Если так и будет дальше, то кузнечное ремесло может остаться как дань традиции и способ производства сувениров.
Если будет развиваться историческая реконструкция, то надо будет делать доспехи и оружие. Могут остаться только мастера ножей, топоров, стамесок и прочих инструментов. Многие люди занимаются охотой, а какой охотник может быть без ножа? Кузнецы без дела не останутся.
Наше ремесло таким, каким оно было 200–300 лет назад, уже давно себя изжило. Кузнецы уже не служат быту — сейчас нет людей, которым надо поправить косу или подковать коня. Но как существуют художники, скульпторы, так останутся и кузнецы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости