Новости – Общество
Общество
Татарская слобода как колыбель Томска
Фото: org-gorod-tomsk.livejournal.com/permyakovr
Почему нельзя застраивать улицы с домами XVIII века
24 июня, 2016 17:49
7 мин
В столице Томской области застроят высотными домами один из самых старых жилых кварталов региональной столицы. Первые упоминания о так называемой Татаро-Бухарской слободе появились еще в конце XVII века. О формировании поселения, его развитии и его роли в истории Томска — в материале «Русской Планеты».
Первые упоминания о тюркоязычных народах в Сибири есть еще в китайских хрониках, написанных еще до нашей эры. Активное заселение западной части территории началось в первые века после Рождения Христа.
На землях, которые сейчас занимает Томская область, первые представители кочевого народа пришли в IV–V веке, после распада империи гуннов. Предполагается, что в VII веке весь юг заняли различные племена тюрков.
Татары, как коренной народ, сформировали томский диалект речи с восточно-тюркскими и поволожско-татарскими чертами. Известно, что одна из трех этнических групп татар — эуштинцы, населяли берега Томи еще до прихода русских. Считается, что они основались в этих краях после свержения татаро-монгольского ига. Другая группа — чаты — появилась во время колонизации в середине XVII века.
По мнению ученых, телеуты и чаты стали жить неподалеку от Томска в 1662 году, когда князь Ирка Уделеков и братья Коановы, представители белых телеутов, присягнули на верность городу и получили русское подданство.
В наше время сибирские татары считаются частью татарской нации, что, впрочем, не далеко от правды, так как между ними есть незначительные отличия в говоре и ведении хозяйства.
– В свое время археологи обнаружили несколько памятников той эпохи, в частности, могильники Басандайский, у сел Астраханцево, Еловка, Змеинка и прочих, — рассказывает Ксения Цыганкова, сотрудница Музея истории Томска. — В них нашли захоронения тюрков, по большей части это воины, упокоенные вместе с конями, из Алтая и Хакасо-Минусинской котловины. Они были хорошо вооружены мечами, длинными ножами, луками со стрелами и имели броню из железных пластин. Там же были и конские убранства: стремена, удила, уздечки, пряжки прочее. Предполагается, что в IX–XII века тюркские племена были в вотчине одного из сыновей Чингисхана, а к XIII веку они заняли низовье реки Томь.
Томские татары повлияли на быт жителей Томска. Во времена образования татарской слободы на сибирской земле кочевало несколько племен. Одни занимались охотой, другие — разведением скота и рыбной ловлей, третьи — всем понемногу, и все они постоянно между собой враждовали. Долгое время татары жили разрозненно на территории старого Томска, но потом объединились.
Один из первых князьев того времени, Тоян Ермашев, защищал своих соплеменников — не более 300 человек, от нападений как со стороны других татар, так и калмыков с киргизами. По примеру Барабинских татар он принял русское подданство. По одной из версий, именно благодаря Тояну в 1604 году, после прошения к царю Борису Годунову, в Томске появилась крепость, ставшая основой поселения.
Более активное заселение Томской земли татарами началось в 1701 году, когда царская власть разрешила им селиться в русских городах.
До наших дней в Татарской слободе сохранились несколько улиц того времени, в частности Московский и Иркутский тракт — восточный и западный выходы из города. Так как Московский тракт был главной улицей, там селились купцы, ремесленники и предприниматели, в том числе переселенцы из других губерний и Средней Азии. Торговля на этой улице всегда была оживленной из-за большого потока людей, направлявшегося в столицу Руси. Ремесленники продавали товары собственного производства: сети, берестяную и деревянную посуду, веревки, коробы из ивовых прутьев, телеги, сани, лыжи и лодки.
Примечательно, что приблизительно до 1914 года слобода была островом, а район назывался Заисточьем. Но в наше время ответвление реки, как и многие другие, исчезло.
Татарская слобода считается одним из самых ценных деревянных районов не только Томска, но и всей страны ввиду комплексного сооружения исторической застройки. Практически все здания датированы серединой или концом XVIII века.
У домов татарской постройки самые красивые наличники. В дальнейшем тенденция расписывать наличники орнаментами и образами животных, получила распространение по всей стране. По мусульманскому верованию, татарам запрещено делать наличники с изображениями живых существ. Но их образы преобладают в оформлении сохранившихся зданий.
В Сибири татары продолжали заниматься разведением и продажей лошадей. Скакуны были хороши настолько, что покупать их лично приезжали цари и знать. Кроме того, кочевники занялись земледелием. Ввиду оседлого образа жизни, значимость охоты и рыболовства снизилась. Начали преобладать различные промыслы и торговля. В конце XIX — начале ХХ века татары стали развивать лесозаготовку, спичечное и шерстомойное производство.
Не забывали и о духовной жизни. К концу XIX века томская Татарская слобода стала одним из важнейших центров татарской культуры всей Сибири. В городе до сих пор сохранились две мечети: Белая — 1913 года постройки, которая дошла до нас в первозданном виде, ее духовное управление находилось в Бухаре; и Красная — она была восстановлена в 2015 году. Примечательно, что раньше она была деревянной и неоднократно горела. Известно о письме 1855 года, в котором томские татары просят Александра II позволить постройку дома муллы у этой деревянной мечети. После очередного пожара, в 1904 году, она была отстроена из красного кирпича, и согласно документам называлась Первая Соборная мечеть. Также на территории слободы находилось приходское училище, открывшееся в 1866 году, первое татаро-русское училище для мальчиков начало работу в 1874 году, кроме того, действовала медресе.
– Несмотря на то, что в городе уже на то время было много различных газет, татары наладили выпуск собственного издания «Сибирия». Распространялась она по всему Томску, и издавалась в слободе. До наших дней газет не сохранилось. Известно, что первые номера вышли свет в 1912–1913 годах, но где именно находилась редакция, к сожалению, неизвестно. В тоже время в городе была открыта мусульманская библиотека-читальня, в которой находилось около 700 книг, — рассказывает сотрудница музея о духовной жизни татар.
В начале ХХ века в Томске жило около 110 тыс. человек, и город считался одним из самых населенных в Сибири. Численность татар составляла более 25% то общего числа томичей. С приходом купцов Кухтериных, которые были монополистами грузоперевозок, продажи лошадей пошли на убыль. Соперничать с теми, кто владел более 10 тыс. коней для извоза, было сложно.
У историков нет документального подтверждения религиозных столкновений между населением. На протяжении всей 400-летней истории Томска мусульмане и христиане сосуществовали мирно.
В наши дни в татарской слободе действует Центр татарской культуры, который пытается сохранить культуру и традиции коренного народа. Он организует экскурсии по сохранившимся местам слободы, давшей жизнь всему Томску.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости