Новости – Общество
Общество
«Прививка от ненависти»
Фото: DPA/ТАСС
Как инклюзивное образование делает детей из Томска добрее и терпимее
9 марта, 2016 18:17
8 мин
В Томске еще в 90-е годы начали эксперимент по обучению детей с глубокими патологиями, тяжелой умственной отсталостью. В результате выяснилось, что необучаемых детей нет. Сейчас в городе 2,5 тыс. детей с особенностями развития ходят в городские школы вместе со сверстниками. С какими трудностями они сталкиваются, кто помогает их преодолевать и чем поможет другим ребятам совместное обучение с ними? «Русская планета» поговорила об инклюзивном образовании с Натальей Артюшенко, директором психолого-медико-педагогической комиссии Томска.
– Наталья Петровна, переломный момент в инклюзивном образовании произошел, когда в Томске запретили использовать термин «необучаемый» по отношению к детям с проблемами здоровья?
– Да, это так. В 90-е годы Томск стал одним из первых городов в России, который участвовал в эксперименте по обучению детей с глубокими патологиями, тяжелой умственной отсталостью. В ходе него выяснилось, что необучаемых детей нет.
Всем ребятам после исследования давали рекомендации по дальнейшему обучению. Термин «необучаемый» вышел из обихода, а дети получили возможность развиваться. После успешно проведенного эксперимента, который запустил волну исследований по всей России, мы стали собирать базу данных детей с особенностями развития и обнаружили 36 детей глубоко школьного возраста, которые никогда нигде не обучались именно потому, что им был присвоен статус «необучаем». После снятия этого статуса в одной из школ появился 19-летний ученик первого класса. Решение о его обучении было принято Департаментом образования: ребенок не воспользовался своим конституционным правом.
– Удалось снять статус «необучаем», закрепить это на законодательном уровне. А как изменить отношение людей к особым детям?
– В 2013 году выпустили новый закон об образовании, в котором впервые форма совместного обучения детей была закреплена на законодательном уровне. Также в соответствии с подписанной конвенцией о правах инвалидов прописаны условия, которые должны быть созданы для обучения особенного ребенка в общеобразовательном учреждении. Но до сих пор многие родители очень сильно удивляются, когда получают рекомендации по обучению своего ребенка. Они сами не верят в его обучение! К сожалению, поселенный когда-то в наших головах стереотип о необучаемости до сих пор срабатывает.
– Сейчас в Томске почти 2,5 тыс. особых детей обучаются вместе со здоровыми сверстниками, это много или мало?
– На сегодняшний день детей, получивших наше заключение и рекомендации по обучению — 4 тыс. 438, из них 3 тыс. 713 — школьного возраста, обучаемых инклюзивно — 2 тыс. 573 человека. В среднем по России это очень хороший результат!
Большая часть детей — с задержкой психического развития, с потенциально сохранным интеллектом. Такие дети вполне могут учиться в школе, просто им нужно время на понимание материала, и отдых. В каждом районе Томска есть школа, в которой есть начальные классы для детей с задержкой психического развития. После 4 класса дети могут перейти на инклюзивное образование и в средней школе обучаться со своими сверстниками, но зачастую они с первого класса начинают инклюзивное обучение.
– С какими проблемами сталкиваются такие дети?
– Главная проблема — архитектура школы. Многие наши дети уже отучились в начальной школе, перешли в пятый класс и сталкиваются с тем, что в Томске нет ни одной школы с доступной средой выше первого этажа. Лифтов нет.
Одна мама рассказывала, как приехала с ребенком после первой четверти пятого класса в реабилитационный центр в Новосибирске. Врач был удивлен: «Так изменились, мышцы укрепились. В Томске открылся какой-то новый центр?» Она отвечает: «Да нет, в пятый класс пошли». Если ребенок не в инвалидной коляске, то поднятие по лестнице — лучшая физическая нагрузка.
Но проблема решается. По плану в районе Зеленые горки скоро будет строиться новая школа — с лифтом. Сейчас по закону школы без доступной среды строить в городе запрещено. К сожалению, старые школы спроектированы не так, и пристроить лифт там нельзя. На помощь приходят одноклассники.
Наталья Артюшенко. Фото с сайта chudo.tomsk.ru.
– Как на ребят влияет появление особого ученика в классе?
– Для того, чтобы себя уважать, нужно помочь другому — просто так, от души. Появление такого ребенка в классе — отличная возможность для других детей научиться себя уважать.
По моему глубокому убеждению, инклюзивное образование весь мир спасет. Благодаря ему ребенок с детства учится принимать другого, быть терпимым. Это как вакцина, прививка от ненависти к инакомыслящему, к инакоговорящему. Дети быстро учатся добру. На первом этапе они, видя такого ребенка, начинают задавать вопросы — как, что, почему — потом изо всех сил помогать, а затем начинают относиться к особому ребенку как к обычному однокласснику. В школе достаточно 1–2 четвертей, чтобы ребенок стал своим, в детском саду хватает 1–2 месяцев.
– Готовы ли педагоги работать с особыми детьми?
– Сейчас с детьми с особенностями развития в Томске работает почти 3 тыс. педагогов. По результатам анкетирования, 83% учителей готовы получить образование для обучения особых детей. Но только 62% учителей это интересно.
В Томске работает хорошая система по включению особого ребенка в систему общего образования. Но существует проблема с человеческим фактором: если учитель изначально настроен на то, чтобы отправить ребенка на домашнее обучение, возникают проблемы.
– И как выходить из этой ситуации?
– Иногда мы как психолого-медико-педагогическая комиссия вмешиваемся в эту ситуацию и устраиваем проверку в образовательном учреждении. Сегодня наши специалисты поехали в детский сад наблюдать, как оказывается помощь особому ребенку, чтобы дать рекомендации по улучшению взаимодействия между ним и воспитателем. Как правило, после таких поездок, проблема с поведением ребенка решается в считанные недели. Обратиться к нам может не только образовательное учреждение, но и родители.
– И часто вам поступают такие обращения?
– Поступают. У нас появилось много форм взаимодействия с семьями особых детей. На базе благотворительного фонда « Обыкновенное чудо» проводятся лекции для родителей. Перед слушателями выступают медики, юристы, психологи и педагоги.
Несколько раз в год мы проводим родительски собрания, обсуждаем проблемы. Чтобы научиться плавать, нужно залезть в воду, поэтому я всегда призываю родителей не замыкаться, иметь активную гражданскую позицию. Только так можно изменить общественное мнение, не нужно прятать детей дома, нужно выходить, чтобы люди привыкали к ним. Они один раз посмотрят, второй и уже не будут удивляться, начнут относиться как к нормальному ребенку.
– Вы говорили про активную гражданскую позицию родителей, могли бы привести пример?
– Несколько лет назад мы познакомились на конференции с мамой ребенка с синдромом Дауна. После возвращения в Томск я получила от нее письмо с просьбой устроить ее сына в общеобразовательную школу. Я переговорила с директором и ответила, что она может приехать.
Потом уже мы друг другу рассказали, что обе не верили, что все получится. Она приехала из Иваново, сняла квартиру и прожила в Томске три года, пока ее ребенок не доучился до 9 класса. Это был один из первых случаев в России, когда ученик с синдромом Дауна окончил общеобразовательную школу.
Не скажу, что это было легко, опыт новый, маме казалось, что некоторые учителя недолюбливают ее сына, попытки объяснить, что у каждого учителя есть ребенок, который ему не нравится, так и остались неуслышанными. Сейчас она ездит с сыном по миру, читает лекции по инклюзивному образованию, делится опытом не только как мать, но и как руководитель общественной организации, посвященной детям с синдромом Дауна. Мы иногда с ней переписываемся, с Томском у нее связаны только приятные воспоминания. К сожалению, обучение такого ребенка — единичный случай. У нас нет четкого пути, потому что не слишком часто люди ступают на эту дорогу. Некоторые тропы в Томске уже есть, мы пойдем и дальше.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости