Созвездие кулайского лося
Фотопроект «Я — кулаец». Фото: Александр Белкин / «Русская планета»

Фотопроект «Я — кулаец». Фото: Александр Белкин / «Русская планета»

В Томске по археологическим находкам восстановили историю древних людей

В Томском областном краеведческим музее открылась крупнейшая выставка о жизни исчезнувшей более тысячи лет назад культуры «Под созвездием большого лося: тайны кулайского мироздания». Случайная находка на горе Кулайка в начале прошлого века породила целую серию открытий народа, известного теперь по всему мира за счет своих бронзовых уникальных изделий ранней железной эпохи. О некогда существовавшем народе, чьи потомки до сих пор живут по всей Сибири, — в материале «Русской планеты».

«А серебра не осталось…»

В Томском областном краеведческом музее и раньше выставляли предметы быта культуры кулайцев, но эта экспозиция стала самой масштабной. Здесь представлены украшения, оружие, керамическая посуда и многое другое. Кроме того, на выставке собрали работы и наших современников, которые для создания своих картин черпали вдохновение в культуре древних народов.

Самым современным экспонатом стал фотопроект «Я — кулаец». Летом 2015 года студенты подготовили костюмы и головные уборы, по типу тех, что две тысячи лет назад носили первые поселенцы. Известные томские фотографы, художники и другие горожане, облачились в эти одежды, чтобы наглядно показать, как могли выглядеть древние кулайцы. Самым необычным и загадочным остается то, что простые охотники и рыбаки могли две тысячи лет назад делать красивые и утонченные вещи, сохранившиеся до наших времен.

По словам Людмилы Тимофеевой, автора выставки и специалиста музея, случайная находка на горе Кулайка, всегда считавшейся у местных жителей священной, породила целую серию открытий. Мир узнал о древних поселенцах почти 100 лет назад, когда в 1920 году во время пахотных работ у села Подгорное было найдено два котла скифского типа. В одном из них местные жители обнаружили около 200 бронзовых отливок, на которых были изображены мифические животные, древовидные растения, стрелы и многое другое. На горе и до этого находили монеты, драгоценности, датируемые XVII– XVIII веками, но ничего столь крупного никогда не встречалось. Через два года после этого, сотрудник образованного в то же время Томского краеведческого музея Иван Мягков выехал в село и собрал все то, что к тому моменту оставалось. По словам сотрудницы музея, местные жители рассказывали историку, что помимо бронзовых изделий там были и серебряные, но их к приезду Ивана Михайловича уже не было.

– Надо отдать ему должное, так как он был первым, кто ввел в научный оборот понятие кулайской культуры. Позднее название было изменено на кулайское культурно-историческое общество. Это понятие более объемное, так как здесь в первую очередь идет речь о расширении границ обитания древнего народа на основе обнаружения памятников всей культуры. Ведь со временем следы кулайской культуры были найдены в Кемеровской, Новосибирской областях и Хакасии. А если смотреть по карте, то они занимали площадь от нижнего Приобья до предгорья Алтая, и от Иртыша до Енисея.

Их звали не кулайцами

В фонд музея попали самые яркие экземпляры кулайского литья. Сами работники это считают большой удачей, так как более поздние находки, сделанные в 70–90-х годах, лишь дополняли образ всей некогда существовавшей культуры. Теперь уже точно известно, что просуществовали кулайцы около тысячи лет, с середины первого тысячелетия до н. э. и по пятый век н.э.

И первые, и последующие находки помогли понять образ жизни того времени. В эпоху раннего железа, к которому относится кулайский период, люди занимались охотой и рыбалкой. Исследуя культурный слой, археологи узнали, что кулайцы вели оседлый образ жизни. На музейной выставке представлены грузила, наконечники гарпунов, а также стрелы из железа, но большая часть из них сделана из костей. Несмотря на то, что органика очень сильно разрушается, до наших дней они дошли в очень хорошем состоянии благодаря обработке, которой их подвергли древние мастеровые. Кроме того, на раскопках были найдены и «кельты» — топоры, которые, в отличие от современных, внутри полые. Есть и более привычные предметы быта — пряльницы, используемые для плетения сетей и деталей одежды.

Удивительно, что, несмотря на отсутствие элементарных дорог, и других путей сообщения, историками были обнаружены памятники, связывающие кулайцев с другими жителями того времени: тагарами из Минусинской котловины, и Большереченская культура Лихостепного Алтая. Это говорит о связи между народами, жившими на земле в глубокой древности.

Кулайская культура во многом повлияла на мир того времени. По словам сотрудницы музея, развитие истории не прямолинейно: люди не всегда учитывают ошибки своих предков.

– Многое, к сожалению, было утрачено. Даже если сравнивать необыкновенное, зачастую ажурное кулайское литье с другими скифскими и тагарскими поделками, то мы увидим тех же духов-помощников, но сделанных заметно грубее. Если говорить об оружии, то очевидно главное отличие кулайских стрел от прочих — ракетообразная форма. По мнению специалистов по баллистике, это является оптимальной формой для максимальной дальности полета и точности. То есть 2 тыс. 500 лет назад эти люди уже понимали, как сделать идеальную стрелу. Но со временем знание было утрачено. Этому поспособствовало появление железных бронебойных наконечников для стрел.

Бронзовое литье кулайцев. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»

Начиная с III века нашей эры кулайцы стали активно мигрировать во всех направлениях. Характерные черты культуры сохранились в Томской области и в наши дни. Ученые до сих пор спорят о том, кто является прямым наследником: селькупы или ханты. Принадлежность и к тем, и к другим народам хорошо просматривается по памятникам архитектуры, которые периодически находят во время раскопок. Это, по мнению Людмилы Тимофеевой, говорит о том, что, даже несмотря на различие в языке, оба народа являются потомками в равной степени. Сказки, легенды и мифы хантов и селькупов схожи между собой. Такие устные исторические памятники помогают им лучше понять народ, некогда здесь живший.

– Название кулайцам дано по месту обнаружения находки, но как они сами себя называли, как их называли соседи — неизвестно. Проблема в том, что люди того времени не оставили после себя каких-то письменных артефактов. Скифы, к примеру, тоже не знали письменности, но о них многое осталось в книгах и трактатах от их соседей того времени. А сами они оставили те же памятники, что и кулайцы, — рассказывает историк.

«Зверь, охраняющий землю мертвецов»

Самым главным наследием кулайцев считается культовое бронзовое литье. На выставке собраны подделки в виде голов людей, птиц, бобров и не менее сложные изображения обитателей мира духов. Ассимиляция с другими древними племенами так же прослеживается и в этих изделиях. Было найдено огромное количество изображений лосевидных существ. Людмила Тимофеева называет их так, потому что если на одних вполне четко прорисовано животное, то на других — лишь приблизительный образ. На территории Томской области есть косули и олени, но здесь они не являются главными животными. Присутствие их на бронзовых поделках говорит о том, что они, скорее всего, были созданы потомками из тагарцев.

– Наша выставка не зря называется «Под созвездием большого Лося». Очень редко бывает, что образ какого-то явного животного прослеживается на большом количестве работ сразу. Лось может выступать здесь и как жертва, и как почитаемое животное. У нас даже есть деревянный молот, который сделан в виде головы лося. Но есть и более необычный предмет — трехголовый лось.

По мнению ученых, верхняя голова животного этого артефакта изображала «верхний» мир. Подтверждением этой теории служит и тот факт, что еще совсем недавно, в 20–30-х годах прошлого столетия, созвездие, известное теперь каждому школьнику под названием «Большая медведица», называлось «Созвездие Лося». Средняя голова была миром реально существующим. А третья, с рогами, стилизованными под бивни, символизировала загробный мир. По многим мифам и сказаниям древних племен, лоси не умирали, а после перерождались и продолжали жить под землей. При этом рога у них становились бивнями. Архаичный мир наших предков объяснял это тем, что животному необходимо было рыть норы под землей и воевать. Предполагается, что кулайцы, а вместе с ними и другие народы, находили кости древних ископаемых — мамонтов. По одним только костям, ведь живых мамонтов никто не видел, людям приходилось находить объяснения их происхождения, пользуясь собственной фантазией. Примечательно, что слово «мамонт», в переводе с одного из старых языков, означает «Зверь, охраняющий землю покойников». Скорее всего, поэтому лось так же считался и духом-охранником входа в загробный мир. 

«Помните, здесь был я!» Далее в рубрике «Помните, здесь был я!»Томские художники наносят трафареты на месте старинных домов, которые были снесены или сожжены Читайте в рубрике «Общество» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»Журналист Мария Купрашевич о содомии в «Новой газете» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»