«Критик сомневалась, что актеры не слышат»
Сцена из спектакля «Слепцы». Фото из архива театра «Индиго».

Сцена из спектакля «Слепцы». Фото из архива театра «Индиго».

В Томске профессиональные артисты с инвалидностью по слуху играют пьесы Чехова и снимают кино

В томском театре «Индиго» играют единственные в России профессиональные актеры с ограниченными возможностями слуха. В 2016 году ему исполняется 10 лет.

В 2005 году режиссер Александр Постников набрал первую группу студентов с ограниченными возможностями и сделал из них настоящих актеров. За эти годы «Индиго» собрал больше 15 наград  и стал первым в стране театром, члены труппы которого являются инвалидами. О людях театра, особенностях работы с ними и проблемами, которые возникают у актеров, «Русской Планете» рассказала Татьяна Топчий, директор «Индиго».

– Где вы набирали студентов для проекта?

– Первых детей мы набирали из специализированного интерната. Александр Федорович Постников лично ходил туда, проводил кастинги и занимался отбором учеников для первого курса. Сам проект был его личной идей. Для этого он разработал курс актерского мастерства. В 2011 году был первый выпуск. Сейчас идет государственный экзамен и выпускается второй курс глухих актеров.
В первый раз у нас было восемь детей, в этот раз — девять. Практически у всех выпускников первого потока есть дети, семьи, но они так и продолжают служить в театре. За это время только двое покинули «Индиго»: один юноша уехал на заработки, и девушка вышла замуж и переехала.

Сейчас у нас сформирован определенный костяк: артисты театра юного зрителя, которые играют с ними в спектаклях, переводят с жестового языка на русский, чтобы постановка была адаптирована для глухих и здоровых; и те, кто остался в театре с первого выпуска.

– Вы по каким-то особым принципам отбирали студентов?

– Нет, это самые обычные дети из благополучных семей. У всех есть мамы и папы, дом. Причем, как правило, все их родственники слышат, а они — нет. Интересно, что у многих наших артистов родились здоровые говорящие и слышащие дети. В театре есть пара, Ольга и Саша с первого выпуска, у них родилась замечательная девчонка.

Ограничение при наборе зависело только от количества свободных мест. Дети учатся на бюджете, ведь не будут же глухие платить за это. Сколько нам губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций выделил мест, столько мы и набрали. При этом на втором курсе у нас обучалась актриса, которая слышит, говорит и в качестве сурдопереводчика ездит с нами на малоформатные спектакли, где не задействована вся труппа. Для этого она обучалась жестовому языку и теперь прекрасно общается со всеми глухими.

– Не было желания набрать платную группу?

– Честно говоря, Александр Федорович, который сформировал костяк, уже человек в возрасте. Нам часто звонят и просят, чтобы мы взяли ребятишек на обучение, но, наверное, уже не получится.

Я так думаю, что этот курс станет вторым и одновременно последним. 10 лет назад Александр Постников разработал эту методику для работы в Томске, и является ее полноценным автором. Он решил остановиться, а замены ему нет.

Театр может существовать и дальше, какой-нибудь другой режиссер может поставить, например, что-то по пластике. У нас есть такой опыт. Недавно приезжал кукольный театр «Скоморох» и режиссер из Великобритании Гарри Робсон, который является инвалидом-колясочником. Он ездит по всему миру и ставит спектакли как с людьми с ограниченными возможностями, так и с обычными актерами. В апреле мы выпустили спектакль «Последнее шоу», после чего он уехал, и нам стало понятно, что режиссеры с нашими актерами работать смогут без каких-то проблем. Жаль, конечно, что обучение закончится, но театр никуда не денется и продолжит развиваться.

– В чем основное отличие обычных актеров от глухих?
– Здесь очень много нюансов. Например, часто спрашивают, почему актеры выходят на сцену одновременно? Это все из-за того, что они чувствуют вибрацию: услышали стук — вышли. Или у нас есть спектакль «Из жизни манекенов», где они танцуют под музыку Кустурицы, приседают, поворачивают головы и все это происходит одновременно. Тут есть хитрость. Для зрителей Александр Постников не видим, потому что он стоит за ними. И в нужный момент он машет актерам кепкой — туда повернуться, сюда развернутся. Они же музыку не слышат, но благодаря этому все действо выглядит цельным.

Многие нам не верят. К нам как-то раз в Томск на театральный фестиваль приезжала женщина-критик из Санкт-Петербурга, которая после спектакля отметила мальчика и сказала, что он хорошо играл глухого. На что я ответила ей, что он и есть глухой, но та долго сомневалась. Есть и другие секреты, но это дело режиссера.

Спектакль «Зло умышленники» по рассказу А.П. Чехова. Фото из архива театра «Индиго»

Спектакль «Зло умышленники» по рассказу А.П. Чехова. Фото из архива театра «Индиго»

– А в обучении глухих актеров в чем особенности?

– Отсутствует предмет «Сценическая речь», и большое внимание уделяется жестовой речи. Для того, чтобы глухие спели песню на жестовом языке, необходимо ее выстроить в правильном порядке. Для этого у нас работает сурдопереводчик из Санкт-Петербурга, который уже не первый год занимается с детьми. Сам Постников, заслуженный артист России, преподает им сценическое движение: как правильно двигаться, как ходить по сцене, основы сценического боя для постановки бесконтактных драк. А в остальном, пожалуй, самое обычное обучение.

– Как вообще появилась идея создания театра с глухими актерами? Был взят за основу чей-то опыт?

– Нет, 10 лет назад Александр Федорович вернулся в Томск, работал в Драматическом театре, но были идеи заняться чем-то еще. Тогда он решил набрать первую группу глухих будущих артистов. В Москве уже не один десяток лет существует театр Мимики и жеста, который делает нечто подобное. Но там в зале стоит сурдопереводчик, который переводит происходящее на сцене.

В Томске сразу планировался инклюзивный театр, в котором будут играть и глухие, и обычные актеры. Я знаю, что в 2013 году в центре Мейерхольда появился театр «Недослов», в котором играют и люди с нарушением слуха, и обычные актеры, но мы стали первыми.

Еще одна особенность в том, что наши актеры имеют профессиональное образование. Все актеры у нас получают зарплату и официально работают. В 2013 году я ездила на фестиваль «Про театр», на котором выступали актеры с инвалидностями, включая ДЦП и синдром Дауна, и никто из них не получал зарплату за свою работу. Томск нас очень поддерживает, и благодаря администрации мы находимся на государственном финансировании.

Когда первых детей выпустили в 2011 году, встал вопрос о том, куда они пойдут дальше. С нынешними выпускниками таких проблем не будет, их всех трудоустроят в театр. 

– Вы ставите социально значимые постановки или берете обычные пьесы?

– Разные. Есть пантомимы, тот же «Из жизни манекенов», есть классика, например, Чехов «Злоумышленники», который мы поставили с разбивкой на три периода: XIX век, 1937 год и времена Ельцина. Есть постановка «Слепцы», о жизни людей после ядерной войны, очень страшный спектакль. В то же время есть и детские спектакли. То есть, у нас нет акцентирования на том, что актеры — люди с ограниченными возможностями.

– Насколько я понял, «Слепцы» вы не только показываете, но и экранизируете.

– Да, до этого мы выиграли грант на съемки спектакля «Злоумышленники», чтобы оставить память для актеров и зрителей, потому что некоторых артистов мы не можем постоянно задействовать из-за занятости в других театрах. Сначала думали сделать просто съемку спектакля, но вскоре отказались от этой идеи и решили делать полный метр. Сейчас этот фильм показываем в Томске и на фестивалях. Люди относятся по-разному, кто-то говорит, что спектакль им понравился больше фильма. Пока его в открытом доступе нет, но можно посмотреть спектакль, который, кстати, получал различные награды на фестивалях.

«Слепцы» — это тоже наш спектакль, но в расширенной версии. Помимо глухих и актеров из ТЮЗа, в нем играют люди с ДЦП. Для этих ребят мы тоже проводили курсы актерского мастерства. Все актеры — в одной в команде, сработались на ранее реализованных проектах, и проблем на площадке не возникает.

Съемка началась в феврале 2016 года, когда мы снимали сцены на снегу, сейчас идут съемки в бункере и в ресторане. Скоро начнем окончательный монтаж ленты.

– Какие у вас проекты на будущее?
Наш режиссер — человек творческий. Сегодня ничего не планируем, а завтра картину снимать начинаем. Но для нас главное сейчас реализовать грант, отчитаться и показать фильм. Год кино все-таки. 

Чем полезна творожная домашняя диета Далее в рубрике Чем полезна творожная домашняя диетаТворожная диета для похудения для женщин Томска Читайте в рубрике «Общество» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»