Татарская слобода как колыбель Томска
Фото: org-gorod-tomsk.livejournal.com/permyakovr

Фото: org-gorod-tomsk.livejournal.com/permyakovr

Почему нельзя застраивать улицы с домами XVIII века

В столице Томской области застроят высотными домами один из самых старых жилых кварталов региональной столицы. Первые упоминания о так называемой Татаро-Бухарской слободе появились еще в конце XVII века. О формировании поселения, его развитии и его роли в истории Томска — в материале «Русской Планеты».

Как татары крепость построили

Первые упоминания о тюркоязычных народах в Сибири есть еще в китайских хрониках, написанных еще до нашей эры. Активное заселение западной части территории началось в первые века после Рождения Христа.

На землях, которые сейчас занимает Томская область, первые представители кочевого народа пришли в IV–V веке, после распада империи гуннов. Предполагается, что в VII веке весь юг заняли различные племена тюрков.

Татары, как коренной народ, сформировали томский диалект речи с восточно-тюркскими и поволожско-татарскими чертами. Известно, что одна из трех этнических групп татар — эуштинцы, населяли берега Томи еще до прихода русских. Считается, что они основались в этих краях после свержения татаро-монгольского ига. Другая группа — чаты — появилась во время колонизации в середине XVII века.

По мнению ученых, телеуты и чаты стали жить неподалеку от Томска в 1662 году, когда князь Ирка Уделеков и братья Коановы, представители белых телеутов, присягнули на верность городу и получили русское подданство.

В наше время сибирские татары считаются частью татарской нации, что, впрочем, не далеко от правды, так как между ними есть незначительные отличия в говоре и ведении хозяйства.

– В свое время археологи обнаружили несколько памятников той эпохи, в частности, могильники Басандайский, у сел Астраханцево, Еловка, Змеинка и прочих, — рассказывает Ксения Цыганкова, сотрудница Музея истории Томска. — В них нашли захоронения тюрков, по большей части это воины, упокоенные вместе с конями, из Алтая и Хакасо-Минусинской котловины. Они были хорошо вооружены мечами, длинными ножами, луками со стрелами и имели броню из железных пластин. Там же были и конские убранства: стремена, удила, уздечки, пряжки прочее. Предполагается, что в IX–XII века тюркские племена были в вотчине одного из сыновей Чингисхана, а к XIII веку они заняли низовье реки Томь.

Томские татары повлияли на быт жителей Томска. Во времена образования татарской слободы на сибирской земле кочевало несколько племен. Одни занимались охотой, другие — разведением скота и рыбной ловлей, третьи — всем понемногу, и все они постоянно между собой враждовали. Долгое время татары жили разрозненно на территории старого Томска, но потом объединились.

Один из первых князьев того времени, Тоян Ермашев, защищал своих соплеменников — не более 300 человек, от нападений как со стороны других татар, так и калмыков с киргизами. По примеру Барабинских татар он принял русское подданство. По одной из версий, именно благодаря Тояну в 1604 году, после прошения к царю Борису Годунову, в Томске появилась крепость, ставшая основой поселения.

Более активное заселение Томской земли татарами началось в 1701 году, когда царская власть разрешила им селиться в русских городах.

Архитектура Татарской слободы

До наших дней в Татарской слободе сохранились несколько улиц того времени, в частности Московский и Иркутский тракт — восточный и западный выходы из города. Так как Московский тракт был главной улицей, там селились купцы, ремесленники и предприниматели, в том числе переселенцы из других губерний и Средней Азии. Торговля на этой улице всегда была оживленной из-за большого потока людей, направлявшегося в столицу Руси. Ремесленники продавали товары собственного производства: сети, берестяную и деревянную посуду, веревки, коробы из ивовых прутьев, телеги, сани, лыжи и лодки.

Примечательно, что приблизительно до 1914 года слобода была островом, а район назывался Заисточьем. Но в наше время ответвление реки, как и многие другие, исчезло.

Татарская слобода считается одним из самых ценных деревянных районов не только Томска, но и всей страны ввиду комплексного сооружения исторической застройки. Практически все здания датированы серединой или концом XVIII века.

У домов татарской постройки самые красивые наличники. В дальнейшем тенденция расписывать наличники орнаментами и образами животных, получила распространение по всей стране. По мусульманскому верованию, татарам запрещено делать наличники с изображениями живых существ. Но их образы преобладают в оформлении сохранившихся зданий.

Производство, мечеть, газета

В Сибири татары продолжали заниматься разведением и продажей лошадей. Скакуны были хороши настолько, что покупать их лично приезжали цари и знать. Кроме того, кочевники занялись земледелием. Ввиду оседлого образа жизни, значимость охоты и рыболовства снизилась. Начали преобладать различные промыслы и торговля. В конце XIX — начале ХХ века татары стали развивать лесозаготовку, спичечное и шерстомойное производство.

Не забывали и о духовной жизни. К концу XIX века томская Татарская слобода стала одним из важнейших центров татарской культуры всей Сибири. В городе до сих пор сохранились две мечети: Белая — 1913 года постройки, которая дошла до нас в первозданном виде, ее духовное управление находилось в Бухаре; и Красная — она была восстановлена в 2015 году. Примечательно, что раньше она была деревянной и неоднократно горела. Известно о письме 1855 года, в котором томские татары просят Александра II позволить постройку дома муллы у этой деревянной мечети. После очередного пожара, в 1904 году, она была отстроена из красного кирпича, и согласно документам называлась Первая Соборная мечеть. Также на территории слободы находилось приходское училище, открывшееся в 1866 году, первое татаро-русское училище для мальчиков начало работу в 1874 году, кроме того, действовала медресе.

– Несмотря на то, что в городе уже на то время было много различных газет, татары наладили выпуск собственного издания «Сибирия». Распространялась она по всему Томску, и издавалась в слободе. До наших дней газет не сохранилось. Известно, что первые номера вышли свет в 1912–1913 годах, но где именно находилась редакция, к сожалению, неизвестно. В тоже время в городе была открыта мусульманская библиотека-читальня, в которой находилось около 700 книг, — рассказывает сотрудница музея о духовной жизни татар.

В начале ХХ века в Томске жило около 110 тыс. человек, и город считался одним из самых населенных в Сибири. Численность татар составляла более 25% то общего числа томичей. С приходом купцов Кухтериных, которые были монополистами грузоперевозок, продажи лошадей пошли на убыль. Соперничать с теми, кто владел более 10 тыс. коней для извоза, было сложно.

У историков нет документального подтверждения религиозных столкновений между населением. На протяжении всей 400-летней истории Томска мусульмане и христиане сосуществовали мирно.

В наши дни в татарской слободе действует Центр татарской культуры, который пытается сохранить культуру и традиции коренного народа. Он организует экскурсии по сохранившимся местам слободы, давшей жизнь всему Томску.

Читайте в рубрике «Общество» Выборы и КрымЗачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения Выборы и Крым

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»