«Человек как машина, будет стоять — заржавеет»
Фото: Максим Блинов, РИА Новости.

Фото: Максим Блинов, РИА Новости.

«Русская планета» провела один день с таксистом из Томска

5:00. На улице темно и безлюдно. Спустя минуту к подъезду подъезжает автомобиль — за рулем Юрий Кузнецов (фамилия изменена. — Примеч. РП):

– С утра пораньше можешь спокойно сидеть на заднем сиденье, пассажиры в это время сонные, замерзшие, если и заметят постороннего, то ничего не скажут.

Утро — не самое хлебное для таксистов время. Но в морозы ситуация меняется: ждать маршрутку на остановке холодно. К тому же в Томске много людей, у которых рабочий день начинается в 6–7 часов утра.

– Рабочие смены на заводах, на стройках, на многих предприятиях начинаются в это время, поэтому выезжаю пораньше. После семи пойдут конторщики (офисные служащие. — Примеч. РП), они часто с детьми — завозят в сад или школу. А вообще это я на глазок определяю, кто они такие, да по тому месту, куда нужно отвезти. Сами люди в это время неразговорчивые, полусонные, — рассказывает водитель.

Себя он считает непрофессиональным таксистом, хотя зарабатывает этим ремеслом уже восемь лет. В юности, еще в советское время, работал два года в таксопарке. После армии уехал в Тюмень, заработал северную пенсию и вернулся в Томск, где после учебы в вузах поселились двое детей.

– Пенсия нормальная, но как-то скучно просто так дома сидеть. Вот и решил вспомнить молодость. Сначала таксовал сам по себе, потом сотрудничал с разными фирмами. Три года назад появилась служба заказа: на телефоне установил программу, захотел работать — активировал ее и принимаешь заказы. Ты ни к чему не привязан, никаких обязательств нет. Мне так больше по душе.

Наш разговор прерывается, когда в машину садится очередной клиент. Мы отвезли мужчину к ГРЭС-2, еще одного пассажира до мясокомбината на Нижне-Луговой. Там же, на Черемошниках, поступил заказ от жилого дома до небольшой пекарни. Пока в машине едут пассажиры, все молчат. Водитель включает радио, пытаясь взбодрить клиентов веселой музыкой.

Запутанные улицы

Специальных шашечек и других опознавательных знаков на «Субару» Юрия Николаевича нет: «А пусть докажут, что я работаю как такси». Он ездит на собственном авто, в салоне у него есть детское кресло — куплено для внуков, но выручает и пассажиров такси. Томск он знает хорошо, но 3 года назад все равно купил навигатор. Говорит, что в последнее время улицы стали слишком запутанными.

– Ну, кто вот придумывает такие номера? 123/4, 123/5, 118/16? А улицы: Рабочая, первая Рабочая, вторая Рабочая… Фантазии, что ли, не хватило?

В 7:00 мы оказываемся на площади Южной и идем выпить кофе в маленький павильон.

– Сейчас клиент взбалмошный пойдет, опаздывающий, а потому нервный. Конторщики поспать любят и ничего с утра не успевают.

Следующего пассажира мы, подъехав к дому, ждем минут десять. Сначала клиента торопит диспетчерская служба, потом и сам водитель звонит: «Вы выходите?» Пассажирка с ребенком явно не в духе. Мое присутствие в машине вызывает гнев: она не заказывала машину с посторонними. Приходится договариваться. Юрий Николаевич выдвигает главный аргумент: поскольку все опаздывают, разбираться некогда, а посторонний никому не помешает. Усаживаем ребенка в кресло, девушка садится вперед. Ехать два жилых квартала — до школы № 42.

Забывают телефоны, зонты и детей

Ближе к 8 утра клиентов становится больше: телефон Кузнецова постоянно вибрирует. Но он недоволен: большая часть заказов — в другой район города.

– Не успеем. Все, город встал, — поясняет он. Но берет заказ в Академгородок.

– Автомобилей за последние лет пять стало намного больше. И те дороги, что построили, тоже уже не справляются. Вот, смотрите, туда по Балтийской мы быстро доедем, а в обратную сторону встанем вместе со всеми в этот поток. Хоть тут и три полосы, а все равно машин больше.

Дороги — самая популярная тема разговора у таксистов. Любой из них охотно беседует с пассажирами о пробках, плохой уборке снега и выбоинах на дорогах. Юрий Николаевич соглашается с этим.

– Конечно, потому что это наше поле работы. У кого-то есть офис, а у нас — дороги. И ничего не меняется. В этом году снега мало, и то — чистить еле успевают. Уже месяц морозы, снег не выпадает, и только-только остановки подчистили. А заезды во дворах все равно везде в буграх и выбоинах. Но это еще ничего! Вот весна придет, и опять асфальт вместе со снегом поплывет.

Вторая по популярности тема — политика. Правда, по словам Юрия Николаевича, в последнее время она теряет накал.

– Помню, года три назад у меня появилась постоянная пассажирка, явно в мэрии работала. По телефону говорит, слышно всякие фамилии известные. Но сама она простая была: видно, что не миллионерша. Ни своей, ни служебной машины не было. Да и высокомерия в ней не было. Вот с ней мы спорили о политике! Я, бывало, начну ворчать: вот, все воруют, ничего не делают. А она: а почему вы так обобщаете? И давай мне конкретные вещи объяснять. Она как бы с другой стороны баррикад была.

– А как сейчас к политике относитесь? На выборы мэра ходили?

– Нет, не ходил. Думаете, кому-то было важно мое мнение? Вон, Николайчука сняли по указке губернатора да и назначили своего. Где теперь этот новый? Ни разу даже по телевизору его не видел. Что он делает, что собирается сделать — неизвестно. А в городе ничего не поменялось.

В Академгородке садится пассажирка. Судя по возрасту и месту заказа — преподаватель вуза. Моего присутствия в машине она не замечает, но и разговор о политике не поддерживает, сразу же утыкается в телефон, проверяет электронную почту.

Когда мы ее высаживаем, Юрий Николаевич спохватывается: перчатки забыла в салоне. Догонять уже поздно, мы отъехали от парковки. Он звонит ей по телефону и диктует свой номер: позвонит, договорится, где и когда заберет.

– Сколько всего забывают в салоне — можно бюро добрых услуг открывать. Телефоны, перчатки, зонты — это классика. Пакеты с покупками, спортивные сумки, папки с документами — об этом обычно через 15–30 минут спохватываются. А был у меня случай: в салоне ребенка забыли! Ехал отец с сыном, примерно 3–4 года малышу, родитель впереди сел, постоянно по телефону разговаривал, видно, опаздывал сильно. Деньги заранее отдал. Приехали — выскочил и побежал. А пацан сзади в детском кресле сидит и молчит. Так мы с ним минут пять молча просидели, пока взмокший папаша обратно не вернулся. Зарапортовался человек, бывает.

«Клиент молчаливый пошел»

– Я стараюсь не заводить первым разговор с пассажиром. Мало ли какие у человека проблемы дома или на работе. Когда люди хотят общения, они первыми заведут разговор, — говорит Кузнецов.

По его словам, пассажиры ошибаются, если думают, что таксист разговором пытается их развлечь. Юрий поддерживает разговор, если ему интересна тема, или от усталости: беседа помогает взбодриться.

– Раньше было лучше, иногда такие задушевные беседы с пассажирами вели! Сейчас клиент более молчаливый пошел. Но если ночью работаю, то 2–3 клиента, которые заставят улыбнуться, точно попадаются. Когда забираешь хорошо подвыпивших мужчин, они обязательно по дороге поставят тебя в известность, что возвращаются от дамы сердца к жене якобы с рыбалки или охоты. Жалуются на жен, тещ, на начальство. По-мужски понимаешь, поддакиваешь, слушаешь…

Хотя именно среди пьяных нередко попадаются нечестные пассажиры. Юрий Николаевич вспоминает, как один парень решил, что у таксиста с тысячи сдачи не будет и просто вышел из машины, бросив ему «Ты свободен!»

– Я не стал драться из-за ста рублей, плюнул. Еду дальше — телефон звонит, мелодия не моя. Оказывается, парень мобильный в машине оставил. А на следующий день он сам позвонил, телефон потребовал. Я ему: «Ты свободен!» Ну, объяснил, что так порядочные люди не поступают. Но телефон отдал — мне чужого не надо. Он еще долго извинялся, тысячу рублей дал.

Кузнецов рассказывает, что чаще всего нагло ведут себя молодые пассажиры: и девушки, и парни. Иногда просят домчать их за 10 минут туда, куда поездка обычно занимает не менее получаса. Но у него есть готовый ответ: «Нарушать правила не буду, если хотите, чтобы домчал, заплатите стоимость штрафа».

– Когда дело доходит до денег, пассажиры сразу со всем соглашаются и едут спокойно. Одна женщина как-то попросила меня объехать пробку через двойную сплошную. Говорила, что она судья и, если надо, «все разрулит». Но я отказался.

По словам Юрия, работа таксиста требует выдержки и спокойствия. Но он считает, что в Томске хороших людей больше, по крайней мере среди его пассажиров.

– Помню, вез одну пассажирку в Новосибирск. Она к сыну-студенту ехала, с полными сумками. Я помог ей с багажом, хотя обычно этого не делаю. По дороге разговорились с ней, очень душевная женщина оказалась. Уже под Новосибирском остановились передохнуть, вышли покурить. Тут она как глянет на часы: «Ой, я опаздываю!» Спрашиваю: «Куда?» А она: «К сериалу! Я его ни разу не пропускала!» Ну, я поехал быстрее, и привез ее к самому началу сериала. Поездка была на 3,5 тыс., а она 4 отдала: «Сдачи не надо! Вы и с сумками мне помогли, и к сериалу успели!»

Время приближается к 11 часам дня, заказов почти нет: наступает мертвое время. Юрий открывает капот, проверяет уровень масла и отключает рабочий телефон: пора домой. В 6–7 вечера он снова выедет на улицы, развезет рабочих людей по домам и тоже отправится на отдых. Несмотря на то, что пенсионер, такси он оставлять пока не намерен.

– Пока работаешь, не стареешь. Человек же как машина. Если она стоять в гараже будет, она портится. Ей всегда ездить надо. Вот и мне так же, — поясняет он. 

Дорогие жильцы Далее в рубрике Дорогие жильцыВ Томске хотят ввести налог для горожан, сдающих свои квартиры в аренду Читайте в рубрике «Общество» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»