Как стать жалобщиком и истцом
Нелегко выбрать покупку в период праздничных скидок и акций. Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ.

Нелегко выбрать покупку в период праздничных скидок и акций. Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ.

Корреспондент РП отправилась в супермаркеты Томска с практикующими юристами

С экспертом Анной Брыниной мы идем в магазин одежды, где началась распродажа.

– Обратите внимание на объявление: «Товар с распродажи возврату и обмену не подлежит». Это нарушение прав потребителя! — возмущается Анна. — Почему-то люди считают, что так и должно быть, и практически не жалуются на такие ситуации.

По ее словам, на распродаже покупатель обладает теми же правами, что и при обычной покупке. Товар можно точно так же вернуть, соблюдая стандартные условия: он не должен быть в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, кассовый или товарный чек.

– Вы знаете, что ваше объявление нарушает закон о правах потребителя? Почему я не могу вернуть свитер, купленный по этой акции? — спрашивает Анна у консультанта в торговом зале.

– Мы всегда принимаем товары к возврату или обмену, а на эти позиции объявлена акция, поэтому их не меняем, — отвечает продавец-консультант Юлия.

– То есть обменять нельзя будет, а просто вернуть можно? — уточняем мы.

Продавец скрывается за прилавком и отмалчивается. Мы просим позвать администратора. Сотрудницы перешептываются между собой, кто-то из них уходит. Минут через десять нам сообщают: «администратора сейчас нет, подойдите после обеда».

– Думаю, руководство прекрасно знает, что такие объявления нарушают закон, — говорит Анна Брынина. — Скорее всего, в нас заподозрили журналистов или «тайных покупателей», и после нашего ухода объявление уберут.

По ее словам, при возврате продавцы могут напомнить о том, что товар куплен на распродаже. Но если заходит разговор о Роспотребнадзоре или суде, они сразу меняют свою позицию.

– Помимо закона о защите прав потребителей, у нас есть Правила торговли, Правила продажи отдельных видов товаров, Гражданский кодекс. И нигде нет упоминания о том, что товар, продающийся со скидкой, не подлежит обмену и возврату, — уточняет юрист.

Что в сумочке?

Охранники часто не пускают в зал с вещами крупнее дамской сумочки, утверждая, что таковы правила магазина. По мнению юриста, это незаконно.

– Ссылайтесь на статью 421 Гражданского кодекса, — советует она. — Магазин не может заставить вас положить вещи в ячейку — это прямое нарушение гражданского законодательства, где закреплен принцип свободы договора.

Вместе с Анной мы заходим в один из супермаркетов с пакетами, в которых лежат покупки из других магазинов. Секьюрити на входе предлагает нам положить их в ячейку. Мы отказываемся, но предупреждаем его, что у нас «чужие» товары, на которые есть чек. Он кивает и тут же теряет к нам интерес.

– Почему вы не настаивали, чтобы мы оставили пакеты в ячейке? — интересуемся мы.

– Нам сказали, что нужно только предлагать это. Обычно все равно под одеждой выносят — шоколадки, сырки, даже алкоголь пытаются. Не в сумках. Раньше строже к этому относились, потому что столько видеокамер не было, — рассказывает Михаил (имя указано на бейдже. — Примеч. авт.). — Если покупатель ничего не взял, он спокойно показывает сумку. А вот воришки сразу пытаются качать права, кричать, что мы не имеем права обыскивать.

– Но вы же не имеете права досматривать сумки? — уточняет Анна.

– Не имеем, — неохотно соглашается молодой человек. Но потом добавляет:

–Добровольно-то они могут показать. Мы никого не заставляем.

Анна Брынина отмечает, что осматривать вещи покупателей могут только сотрудники полиции при наличии законных оснований для подозрения. Охранник, требующий показать сумку, превышает полномочия — это может грозить проверкой его ЧОПа и штрафом, если вы обратитесь в правоохранительные органы.

Уронили банку на пол

- На моих глазах в супермаркете девушка случайно разбила банку огурцов. Менеджеры требовали оплаты. А она растерялась совсем, — рассказывает Григорий Шиманин, житель Томска. — В интернете писали, что это вина не покупателя, а сотрудников магазина. Они поставили товар так, что его легко уронить. Говорю: «Платить девушка не будет, это ваша вина, вспоминайте российское законодательство». Даже представился адвокатом — я блефовал — попросил вызвать полицию и составить протокол. В итоге администраторы утихли, и девушка спокойно ушла, оплатив только те огурцы, которые купила.

Перед праздниками такие ситуации происходят довольно часто: расстояние между заставленными стеллажами в супермаркетах заполнено покупателями. Ребенок может задеть товар болтающейся на резинке рукавицей, взрослый – сумкой или тележкой.

Согласно нормативам — ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП «Общественные здания и сооружения» — минимальное расстояние между стеллажами в магазине должно составлять 1,4 метра при общей торговой площади магазина в 100 м². А выставленные в проходах рекламные стойки и паллеты с акционными товарами сокращают ширину прохода.

– По Гражданскому кодексу, покупатель имеет право не возмещать убыток, если докажет свою невиновность. Свидетели и запись камеры видеонаблюдения помогут определить, действовал ли он намеренно или все произошло случайно, — рассказала корреспонденту РП Екатерина Малолетко, специалист юридической клиники Российской академии правосудия.

В случае, если магазин будет настаивать на возмещении ущерба, она советует покупателям обращаться в суд. Для этого нужно вместе с администратором магазина и свидетелями составить акт о порче имущества.

«Мы не успели!»

– Часто сталкиваюсь с тем, что продавцы «не успели» переклеить ценник на товарах — с полки берешь его по одной цене, а на кассе пробивают другую,  — рассказывает покупательница Дарья Тельмахович. — В прошлом году, закупая продукты перед новым годом, мы заметили, что некоторые товары нам пробили по другой цене. Специально вернулись в торговый зал и сверили все цены с чеком: в общей сложности разница составила почти 100 рублей!

Екатерина Малолетко говорит, что в такой ситуации магазин нарушает статью 10 Закона «О защите прав потребителей»:

– Объяснения, что продавцы не успели или забыли поменять ценники, магазину не хватает персонала — не оправдание. Даже если чек пробит, деньги уже уплачены и только после этого вы обнаружили, что истратили больше, чем намеревались. Вы вправе потребовать, чтобы вам вернули излишне уплаченную сумму или обменяли злополучную покупку обратно на деньги. Тут главное — проверить свой чек, не слишком удаляясь от кассы. Это вообще должно войти в привычку.

В случае, если деньги не возвращают, стоит написать жалобу в Роспотребнадзор: контролирующие инстанции выпишут административные штрафы. Должностным лицам — в 1–2 тыс. рублей, а самому магазину — в 10–20 тыс. рублей.

Читайте в рубрике «Общество» Ким Чен Ын может стать гражданином РФЧто роднит лидера Северной Кореи с известным режиссером Эмиром Кустурицей? Ким Чен Ын может стать гражданином РФ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»