«Прививка от ненависти»
Фото: DPA/ТАСС

Фото: DPA/ТАСС

Как инклюзивное образование делает детей из Томска добрее и терпимее

В Томске еще в 90-е годы начали эксперимент по обучению детей с глубокими патологиями, тяжелой умственной отсталостью. В результате выяснилось, что необучаемых детей нет. Сейчас в городе 2,5 тыс. детей с особенностями развития ходят в городские школы вместе со сверстниками. С какими трудностями они сталкиваются, кто помогает их преодолевать и чем поможет другим ребятам совместное обучение с ними? «Русская планета» поговорила об инклюзивном образовании с Натальей Артюшенко, директором психолого-медико-педагогической комиссии Томска.

– Наталья Петровна, переломный момент в инклюзивном образовании произошел, когда в Томске запретили использовать термин «необучаемый» по отношению к детям с проблемами здоровья?

– Да, это так. В 90-е годы Томск стал одним из первых городов в России, который участвовал в эксперименте по обучению детей с глубокими патологиями, тяжелой умственной отсталостью. В ходе него выяснилось, что необучаемых детей нет.

Всем ребятам после исследования давали рекомендации по дальнейшему обучению. Термин «необучаемый» вышел из обихода, а дети получили возможность развиваться. После успешно проведенного эксперимента, который запустил волну исследований по всей России, мы стали собирать базу данных детей с особенностями развития и обнаружили 36 детей глубоко школьного возраста, которые никогда нигде не обучались именно потому, что им был присвоен статус «необучаем». После снятия этого статуса в одной из школ появился 19-летний ученик первого класса. Решение о его обучении было принято Департаментом образования: ребенок не воспользовался своим конституционным правом.

Удалось снять статус «необучаем», закрепить это на законодательном уровне. А как изменить отношение людей к особым детям?

– В 2013 году выпустили новый закон об образовании, в котором впервые форма совместного обучения детей была закреплена на законодательном уровне. Также в соответствии с подписанной конвенцией о правах инвалидов прописаны условия, которые должны быть созданы для обучения особенного ребенка в общеобразовательном учреждении. Но до сих пор многие родители очень сильно удивляются, когда получают рекомендации по обучению своего ребенка. Они сами не верят в его обучение! К сожалению, поселенный когда-то в наших головах стереотип о необучаемости до сих пор срабатывает.

Сейчас в Томске почти 2,5 тыс. особых детей обучаются вместе со здоровыми сверстниками, это много или мало?

– На сегодняшний день детей, получивших наше заключение и рекомендации по обучению — 4 тыс. 438, из них 3 тыс. 713 — школьного возраста, обучаемых инклюзивно — 2 тыс. 573 человека. В среднем по России это очень хороший результат!

Большая часть детей — с задержкой психического развития, с потенциально сохранным интеллектом. Такие дети вполне могут учиться в школе, просто им нужно время на понимание материала, и отдых. В каждом районе Томска есть школа, в которой есть начальные классы для детей с задержкой психического развития. После 4 класса дети могут перейти на инклюзивное образование и в средней школе обучаться со своими сверстниками, но зачастую они с первого класса начинают инклюзивное обучение.

С какими проблемами сталкиваются такие дети?

– Главная проблема — архитектура школы. Многие наши дети уже отучились в начальной школе, перешли в пятый класс и сталкиваются с тем, что в Томске нет ни одной школы с доступной средой выше первого этажа. Лифтов нет.

Одна мама рассказывала, как приехала с ребенком после первой четверти пятого класса в реабилитационный центр в Новосибирске. Врач был удивлен: «Так изменились, мышцы укрепились. В Томске открылся какой-то новый центр?» Она отвечает: «Да нет, в пятый класс пошли». Если ребенок не в инвалидной коляске, то поднятие по лестнице — лучшая физическая нагрузка.

Но проблема решается. По плану в районе Зеленые горки скоро будет строиться новая школа — с лифтом. Сейчас по закону школы без доступной среды строить в городе запрещено. К сожалению, старые школы спроектированы не так, и пристроить лифт там нельзя. На помощь приходят одноклассники.

Наталья Артюшенко. Фото с сайта chudo.tomsk.ru.

Как на ребят влияет появление особого ученика в классе?

– Для того, чтобы себя уважать, нужно помочь другому — просто так, от души. Появление такого ребенка в классе — отличная возможность для других детей научиться себя уважать.

По моему глубокому убеждению, инклюзивное образование весь мир спасет. Благодаря ему ребенок с детства учится принимать другого, быть терпимым. Это как вакцина, прививка от ненависти к инакомыслящему, к инакоговорящему. Дети быстро учатся добру. На первом этапе они, видя такого ребенка, начинают задавать вопросы — как, что, почему — потом изо всех сил помогать, а затем начинают относиться к особому ребенку как к обычному однокласснику. В школе достаточно 1–2 четвертей, чтобы ребенок стал своим, в детском саду хватает 1–2 месяцев.

Готовы ли педагоги работать с особыми детьми?

– Сейчас с детьми с особенностями развития в Томске работает почти 3 тыс. педагогов. По результатам анкетирования, 83% учителей готовы получить образование для обучения особых детей. Но только 62% учителей это интересно.

В Томске работает хорошая система по включению особого ребенка в систему общего образования. Но существует проблема с человеческим фактором: если учитель изначально настроен на то, чтобы отправить ребенка на домашнее обучение, возникают проблемы.

И как выходить из этой ситуации?

– Иногда мы как психолого-медико-педагогическая комиссия вмешиваемся в эту ситуацию и устраиваем проверку в образовательном учреждении. Сегодня наши специалисты поехали в детский сад наблюдать, как оказывается помощь особому ребенку, чтобы дать рекомендации по улучшению взаимодействия между ним и воспитателем. Как правило, после таких поездок, проблема с поведением ребенка решается в считанные недели. Обратиться к нам может не только образовательное учреждение, но и родители.

– И часто вам поступают такие обращения?

– Поступают. У нас появилось много форм взаимодействия с семьями особых детей. На базе благотворительного фонда « Обыкновенное чудо» проводятся лекции для родителей. Перед слушателями выступают медики, юристы, психологи и педагоги.

Несколько раз в год мы проводим родительски собрания, обсуждаем проблемы. Чтобы научиться плавать, нужно залезть в воду, поэтому я всегда призываю родителей не замыкаться, иметь активную гражданскую позицию. Только так можно изменить общественное мнение, не нужно прятать детей дома, нужно выходить, чтобы люди привыкали к ним. Они один раз посмотрят, второй и уже не будут удивляться, начнут относиться как к нормальному ребенку.

Вы говорили про активную гражданскую позицию родителей, могли бы привести пример?

– Несколько лет назад мы познакомились на конференции с мамой ребенка с синдромом Дауна. После возвращения в Томск я получила от нее письмо с просьбой устроить ее сына в общеобразовательную школу. Я переговорила с директором и ответила, что она может приехать.

Потом уже мы друг другу рассказали, что обе не верили, что все получится. Она приехала из Иваново, сняла квартиру и прожила в Томске три года, пока ее ребенок не доучился до 9 класса. Это был один из первых случаев в России, когда ученик с синдромом Дауна окончил общеобразовательную школу.

Не скажу, что это было легко, опыт новый, маме казалось, что некоторые учителя недолюбливают ее сына, попытки объяснить, что у каждого учителя есть ребенок, который ему не нравится, так и остались неуслышанными. Сейчас она ездит с сыном по миру, читает лекции по инклюзивному образованию, делится опытом не только как мать, но и как руководитель общественной организации, посвященной детям с синдромом Дауна. Мы иногда с ней переписываемся, с Томском у нее связаны только приятные воспоминания. К сожалению, обучение такого ребенка — единичный случай. У нас нет четкого пути, потому что не слишком часто люди ступают на эту дорогу. Некоторые тропы в Томске уже есть, мы пойдем и дальше.

Читайте в рубрике «Общество» Назван лучший российский фильмШедевры Никиты Михалкова, Федора Бондарчука и Андрея Звягинцева в список не попали Назван лучший российский фильм

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»